home
home home

Национальный Банк Казахстана

О передаче функций по оказанию государственных услуг

в сфере регулирования, контроля и надзора финансового рынка

 

3 июля 2019 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогобложения».

В соответствии с документом функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций с 1 января 2020 года передаются во вновь создаваемое Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее — Агентство).

Учитывая изложенное, просим потребителей государственных услуг заблаговременно рассчитать сроки рассмотрения подаваемых в Жамбылский филиал Национального Банка заявлений на оказание государственных услуг — с целью их исполнения до конца декабря текущего года, либо с 1 января 2020 года направлять заявления на оказание государственных услуг в Агентство.

Перечень государственных услуг, передаваемых в Агентство:

  1. Учетная регистрация микрофинансовых организаций;
  2. Учетная регистрация коллекторских агентств.

 

 

   Жамбылский филиал

Национального Банка РК

О сохранении базовой ставки на уровне 9,25%

 

Национальный Банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% годовых с сохранением процентного коридора на уровне +/-1 п.п.

Годовая инфляция складывается ниже ожиданий Национального Банка. Темпы роста реального ВВП постепенно ускоряются. С учетом текущего решения по базовой ставке инфляция сложится в пределах целевого коридора 4-6% на 2019-2020 годы.

Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом баланса внутренних и внешних рисков, которые будут определять уровень фактической инфляции и ее соответствие целевым ориентирам.

Годовая инфляция в ноябре 2019 года составила 5,4% (в октябре — 5,5%) и на протяжении мая-ноября текущего года находится на стабильном уровне в узком коридоре 5,3-5,5%. Наибольший вклад в инфляцию продолжают вносить цены на продовольственные товары, которые стабилизировались на уровне октября и составили 9,7%. Основной причиной продовольственной инфляции остается рост цен на мясо, хлебобулочные изделия и крупы, которые за год подорожали на 13,4% и 15,5%, соответственно. Сдерживающее влияние на инфляцию оказывает продолжающееся замедление роста цен на непродовольственные товары до 4,8% и платных услуг — до 0,6%.

Инфляционные ожидания населения в ноябре текущего года незначительно повысились до 5,8% (5,6% в октябре 2019 года) на фоне более высокого роста цен на продовольственные товары. По данным последнего опроса населения, доля респондентов, ожидающих сохранения существующего темпа роста цен или его замедления в течение следующих 12 месяцев, составила 54,7% (56,4% в октябре).

Расширение потребительского спроса и ускорение роста экономической активности остаются основными проинфляционными факторами. Рост реальных денежных доходов населения составил 6,4% в январе-сентябре 2019 года. Реальная заработная плата в третьем квартале ускорилась до 12%, при этом рост наблюдается во всех основных секторах экономики. Поддержку потреблению домашних хозяйств оказывают увеличившиеся по сравнению с предыдущим годом бюджетные расходы на социальную поддержку и заработную плату, а также высокие темпы роста потребительского кредитования (в октябре 23,8% в годовом выражении).

В январе-октябре текущего года краткосрочный экономический индикатор увеличился на 4,7% в годовом выражении. Положительный вклад внесли строительство — на 12,7%, торговля — на 7,5%, транспорт — на 5,6%, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность — на 3,7% и 3,3%, соответственно. Расширение инвестиций за январь-октябрь 2019 года составило 8,2%. По оценке Национального Банка, в 2019 году реальный рост ВВП составит 4,2%.

В 2019 году рост экономики оценивается Национальным Банком в 4,2%, в 2020 году — 3,8%. Основными факторами будут рост потребительского спроса на фоне увеличения реальных денежных доходов населения, повышение инвестиционного спроса в результате реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, увеличение экспорта вследствие наращивания объемов добычи нефти и газового конденсата.

Влияние факторов внешнего сектора носит относительно нейтральный характер. Цена на нефть марки Brent сохраняется несколько выше уровня, заложенного в базовом сценарии. В среднем за 11 месяцев текущего года она составила 64,1 долл. США за баррель (за 11 месяцев 2018 года — 72,9 долл. США за баррель). В 2020 году цена на нефть будет формироваться близко к текущим уровням на фоне слабого развития мировой экономики. Индекс продовольственных цен ФАО в ноябре увеличился на 9,5%, что объясняется увеличением цен на молочные продукты, мясо и растительные масла. Ожидается умеренный рост мировых цен на зерновые в результате увеличения их потребления на фоне сокращения запасов.

Внешние монетарные условия способствуют смягчению инфляционного фона. Продолжается политика центральных банков по снижению процентных ставок и расширение различных стимулирующих мер. Инфляция в странах — торговых партнерах на фоне замедления инфляции в России и сохранения умеренных темпов роста потребительских цен в странах ЕС оказывает дезинфляционное воздействие на внутренние цены в Казахстане.

Годовая инфляция прогнозируется внутри целевого коридора 4-6% в диапазоне 5,5- 5,7% на конец 2019 года с замедлением к концу 2020 года до 5,0-5,5%. В первом квартале 2020 года возможна реализация проинфляционных рисков краткосрочного характера и ускорение инфляции до уровня верхней границы целевого коридора. Это связано с повышением регулируемых тарифов на платные услуги населению, а также цен на отдельные виды продуктов питания. В среднесрочной перспективе основными факторами, определяющими динамику инфляции в 2020 году, останутся продолжение фискального стимулирования экономики и разрыв выпуска, который оценивается Национальным Банком положительным.

Текущие денежно-кредитные условия оцениваются как слабо сдерживающие, что обусловлено необходимостью принятия упреждающих мер по ограничению влияния на инфляционные и курсовые ожидания расширяющегося дефицита текущего счета платежного баланса.

Очередное решение по базовой ставке будет объявлено 3 февраля 2020 года в 15:00 часов по времени г. Нур-Султан.

 

Более подробную информацию представители СМИ могут получить по телефону:

+7 (727) 2704 591 (3930) +7 (727) 330 24 52 (1452) e-mail: press@nationalbank.kz www.nationalbank.kz

 

 

 

Жамбылский филиал

Национального Банка РК

 

Перечень возможных взимаемых комиссий по банковским займам

 

Банковские займы являются наиболее используемыми видами займов населения. В целях оперативного получения банковских займов потенциальные заемщики не обращают внимания на стоимость банковского займа.

Кредитование – это один из видов финансовых инструментов для удовлетворения каких-либо потребностей населения, как в быту, так и иных сферах жизни. Кредитование является основным видом банковской деятельности, по которым у населения возникает очень много вопросов. В частности, одним из главных вопросов является удержание комиссии, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа.

До заключения договора банковского займа банки обязаны предоставить физическому лицу проект договора о предоставлении банковского займа.

Комиссии и иные платежи связанные с выдачей и обслуживанием банковского займа устанавливаются банками и организациями осуществляющими отдельные виды банковских операций самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами РК.

До заключения договора банковского займа с физическим лицом, не связанного с предпринимательской деятельностью, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, обязаны предоставить физическому лицу для выбора условия кредитования, при которых не предусмотрено взимание комиссий и иных платежей, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения по займу в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа, а также условия кредитования, предусматривающие право банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, взимать, помимо ставки вознаграждения, комиссии и иные платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займа и предусмотренные договором банковского займа.

Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны в договорах банковского займа указывать полный перечень комиссий и иных платежей, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием займа, и не вправе в одностороннем порядке вводить новые виды комиссий и иных платежей в рамках заключенного договора.

Перечень взимаемых комиссии и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, выданного физическому лицу предусмотрено Постановлением Правления Национального Банка РК №218 от 28.11.2019г. который вступает в силу с 1 января 2020 года.

Согласно пункту 2 этого нормативного правового акта к комиссиям и иным платежам, связанным с выдачей и обслуживанием банковского займа, выданного физическому лицу, относятся следующие комиссии и иные платежи:

1) за рассмотрение заявления и документов на получение займа;

2) за организацию займа;

3) комиссии за изменение условий предоставленного займа:

графика погашения;

валюты займа;

ставки вознаграждения;

методов погашения займа;

4) комиссии за рассмотрение вопросов по:

изменению условий, связанных с заемщиком (созаемщиком), гарантом (поручителем) по инициативе заемщика (созаемщика), гаранта (поручителя);

изменению условий обременения предмета залога по займу, а также при замене предмета залога;

замене залогодателя;

выдаче по заявлению клиента правоустанавливающих документов на предмет залога, содержащихся в кредитном досье клиента;

выдаче по заявлению клиента справки о согласии на регистрацию (снятие с регистрации) по месту жительства физического лица, на узаконение перепланировок, построек, пристроек, произведенных на территории залогового обеспечения;

оказанию услуг по оформлению права собственности и (или) права залога на имущество, введенное в эксплуатацию при смене залогодателя;

оказанию услуг по изменению целевого назначения недвижимого имущества, разделению земельных участков на доли;

выдаче по заявлению клиента справки о разрешении на замену регистрационного номера транспортного средства, являющегося залоговым обеспечением, на переоформление свидетельства о регистрации транспортного средства, на восстановление утерянных документов по транспортному средству;

5) платежи клиента в пользу страховой организации, если выгодоприобретателем по договору страхования в случае наступления страхового случая выступают банк второго уровня, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций (далее — банк), за исключением платежей клиента в пользу страховой организации при страховании предмета залога по договору залога, обеспечивающего обязательства клиента по договору банковского займа, и находящегося в пользовании залогодателя;

6) платежи клиента гаранту (поручителю) за получение гарантии (поручительства), оценщику за оценку передаваемого в залог имущества;

7) платежи клиента в пользу организаций (посредников), оказывающих услуги банку по привлечению клиентов, осуществлению проверки документов, предоставляемых клиентами, на соответствие условиям выдачи займа, передаче документов клиентов банку, приему платежей и переводов от клиентов банка в счет погашения займов;

8) за выдачу по заявлению клиента справки о ссудной задолженности по займу;

9) за частичное (полное) досрочное погашение займа.

Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, не вправе по договорам банковского займа, заключаемым с физическими лицами на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, устанавливать и взимать комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием банковского займа, а также за зачисление займа на банковский счет.

В случае выявления фактов незаконно удержанных комиссии банками по банковским займам, а также по другим вопросам потребители финансовых услуг могут обратиться в Общественную приемную Жамбылского филиала Национального Банка РК по адресу г. Тараз ул. Казыбек би 137.

 

 

Ерлан Азымханов

Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

 

 

О коллекторских агентствах

 

Деятельность коллекторских агентств регулируется Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности». Данный Закон, направлен на обеспечение защиты прав и интересов должников, повышение прозрачности деятельности коллекторов, повышение эффективности и безопасности в работе по взысканию задолженности.

Закон предусматривает регулирование коллекторского агентства путем учетной регистрации, предоставления регуляторной отчетности, проверки выполнения им правил осуществления коллекторской деятельности.

Юридическое лицо, не включенное в реестр коллекторских агентств, не вправе осуществлять коллекторскую деятельность, характеризовать себя как занимающееся коллекторской деятельностью, а также использовать в своем наименовании слова «коллекторское агентство».

Для осуществления деятельности в качестве коллекторского агентства юридическому лицу по своему местонахождению необходимо пройти учетную регистрацию в территориальном филиале Национального Банка, а с 1 января 2020 года в Управлении региональных представителей Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК.

Коллекторская деятельность осуществляется на основании договора о взыскании задолженности заключенного между коллекторским агентством и кредитором (банки, микрофинансовые организаци и др.) в письменной форме.

Срок нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства – от 6 месяцев до 5 лет. В период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства кредитор не вправе начислять неустойку (штрафы, пени) за несвоевременное погашение долга, а также требовать выплаты вознаграждения.

В соответствии с Законом, задолженность физического лица, обеспеченная залогом в виде жилища, не может быть передана в работу коллекторскому агентству и право (требование) по данной задолженности не может быть уступлено третьему лицу.

Руководителями коллекторских агентств не могут быть лица, имеющие неснятую судимость, привлекавшиеся к уголовной ответственности, уволенные по отрицательным мотивам из государственной службы и правоохранительных органов.

Коллекторские агентства при взыскании задолженности вправе взаимодействовать с должником  путем телефонных переговоров, личных встреч, почтовых переписок, текстовых и голосовых сообщений по сотовой связи. При этом порядок взаимодействия регламентирован количеством времени, в течение которого коллекторские агентства могут контактировать с должниками. В частности, разрешено проводить встречи с должниками только в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни, но не более 3-х раз в неделю, звонить ему в указанный период времени не более 3-раз в будние дни. Коллекторские агентства обязаны фиксировать процесс взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства (филиала, представительства).

При взаимодействий с должником работники коллекторских агентств обязаны по требованию должника сообщить фамилию, имя, отчество, должность, наименование коллекторского агентства и основание взаимодействия по долгу.

В случае совершения работником недобросовестных действий, в отношении должника не предусмотренных Законом, коллекторские агентства обязаны принять меры по прекращению полномочий указанного работника.

Должники и (или) его представитель имеют право оспаривать требования коллекторского агентства, в том числе в суде, обращаться в Национальный Банк (с 1 января 2020 года в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка) с жалобой на коллектора, самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- и (или) видеотехники, а также обратится кредитору об изменений условий договора займа, связанных с исполнением обязательств по займу.

В соответствии с Законом, должник обязан извещать коллекторское агентство об изменении своего места жительства, персональных данных, контактной информации, по запросу коллекторского агентства раскрывать достоверную информацию об уровне доходов и расходов, месте жительства, наличии имущества и другую информацию, предусмотренную Законом.

В целях осуществления контроля Национальный Банк (с 1 января 2020 года Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка)  применяет в отношении коллекторских агентств меры воздействия и санкции за нарушения требований Закона, а также в случае выявления неправомерных действий/бездействий работников коллекторского агентства при работе с должником. В качестве санкции Национальный Банк (с 1 января 2020 года Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка) исключает коллекторское агентство из реестра коллекторских агентств, в случаях, предусмотренных в Законе.

Таким образом, при допущении нарушений работниками коллекторских агентств (грубого отношения, оскорбление, беспокойства после 21.00 часов, выходные и праздничные дни и.т.д.) гражданам рекомендуем зафиксировать разговор с взаимодействовавшим работником коллекторского агентства и письменно обратиться с жалобой в Жамбылский филиал Национального Банка РК (с 1 января 2020 года в Управление региональных представителей Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка) по адресу: г.Тараз, улица Казыбек би, 137.

 

 

 

Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

Ерлан Азымханов

 

 

КОЛЛЕКЦИОННЫЕ МОНЕТЫ

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Монеты суверенного Казахстана сегодня по признанию экспертов, успешно сочетающие традиции древних чеканщиков и современные технологии вновь открываются миру, причем не только коллекционные, памятные, но и циркуляционные монеты, имеющие хождение в обыденной жизни, получают высокие оценки профессионалов и коллекционеров.

В рамках своей эмиссионной деятельности Национальный Банк Республики Казахстан предлагает населению большой выбор золотых и серебряных коллекционных и памятных монет.

Основным назначением таких монет является использование их в качестве сувениров и предметов коллекционирования,  ведь серебро и золото всегда остаются в цене. Кроме того, они могут служить великолепным подарком для Ваших близких и друзей.

Как правило, коллекционные монеты предназначены для продажи на территории Республики Казахстан и за рубежом по коллекционной стоимости. Особенностью является тот факт, что Национальный Банк не только реализует, но и выкупает коллекционные монеты из драгоценных металлов, выпущенных им.

Коллекционные (памятные) монеты – это золотые и серебряные монеты высокого качества, выпускаемые с ограниченным тиражом и разнообразной тематикой, посвященных памятным и юбилейным датам выдающихся деятелей Казахстана, памятникам культуры, историческим датам, городам, редким и исчезающим видам животных, занесенным в красную книгу Казахстана, петроглифам и прикладному искусству нашей страны и т.д. Выпускаются они в сувенирной упаковке с сертификатами качества Национального Банка Республики Казахстан на государственном, русском и английском языках, включающие сведения о размерах, тираже, пробе сплава и массе.

Коллекционные (юбилейные и памятные) монеты имеют лучшее качество «proof», а также совершенно ровную зеркальную поверхность поля и контрастирующий с ним матовый рельеф. Высокое качество чеканки монет достигается благодаря применению при их изготовлении специальных станков и особых способов обработки заготовок и чеканного инструмента. Следует отметить, что на протяжении нескольких лет казахстанские монеты из драгоценных металлов прочно занимают призовые места на престижных международных нумизматических выставках.

Приобретая коллекционные монеты из драгоценных металлов, важно следовать правилам хранения и обращения с монетами. При изготовлении монет качества «proof» используется метод, с помощью которого на поверхности получают чистое зеркальное поле и матовое рельефное изображение, а также надписи. Чтобы сохранить первозданную чистоту монет, их закрывают в капсулы. В дальнейшем капсулу не открывают, для сохранности микроклимата, который был создан в ней. При открытии капсулы и попадании воздуха, процедура окисления ускоряется. При прикосновении к монетам, на них проявляются отпечатки пальцев. Золотые монеты не подвержены окислению. Однако если золотую коллекционную монету высокого качества открыть и потрогать, на ней останутся следы и зеркальный блеск теряется.

Полную информацию о стоимости, видах и порядке приобретения коллекционных монет Национального Банка Республики Казахстан из серебра и золота качества «proof», можно получить на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан http://nationalbank.kz, во вкладке «Национальная валюта».

Приобрести монеты можно во всех филиалах Национального Банка Республики Казахстан, в г. Тараз по адресу: ул. Казыбек би, 137; тел. +7 /7262/ 99-93-52, 45-17-09, 99-93-41 (вн. 2832, 2833, 2887).

 

 

 

                                                                                          Заместитель начальника

отдела по работе с наличными деньгами и

кассовых операций Жамбылского филиала

Национального Банка РК

Сенгирбаев Максат

 

 

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг»

 

25.11.2019 г. принят Закон Республики Казахстан от 25 ноября 2019 года
№ 272 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» (далее – Закон).

Основной целью принятия Закона является совершенствование законодательства в сфере оказания государственных услуг, оптимизация и перевод процессов предоставления государственных услуг в электронный формат.

Закон также предусматривает оптимизацию государственной услуги «Учетная регистрация коллекторских агентств», оказываемой территориальными филиалами Национального Банка, а именно:

  • сокращение срока оказания услуги с пятнадцати до десяти рабочих дней;

—   сокращение перечня документов представляемых в рамках оказания государственной услуги  (исключены из перечня представляемых  документов

положение о службе внутреннего контроля (при наличии); сведения об учредителях (участниках), а также руководящих работниках по состоянию на дату, предшествующую дате представления заявления; копия договора о предоставлении информации, заключенного с кредитным бюро с государственным участием в соответствии с Законом Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»).

 

 

Ерлан Азымханов

Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

 

 

О реорганизации АО «Ипотечная организация «Баспана» и АО «Казахстанский

фонд устойчивости»

 

Национальный Банк Казахстана в качестве единственного акционера принял решение о добровольной реорганизации АО «Казахстанский фонд устойчивости» в форме присоединения к нему АО «Ипотечная организация «Баспана».

Реорганизованная компания сохранит направления деятельности АО «Ипотечная организация «Баспана» и АО «Казахстанский фонд устойчивости»:

  • содействие финансовой стабильности банковского сектора посредством финансовой поддержки банков второго уровня;
  • реализация государственной программы по рефинансированию ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), а также осуществление функций Оператора Программы ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» и рыночного ипотечного продукта «Баспана Хит» с осуществлением выкупа прав требования по ипотечным жилищным займам, выданным банками второго уровня в соответствии с программами.

Реорганизация позволит повысить эффективность использования активов АО «Ипотечная организация «Баспана» и АО «Казахстанский фонд устойчивости» в целях развития банковского сектора и повышения уровня доступности ипотечных займов для населения.

 

Более подробную информацию представители СМИ могут получить по телефону:

+7 (727) 2704 591 (3930). +7 (727)330 24 52(1452)

e-mail: press@nationalbank.kz www.nationalbank.kz

 

 

 

 

 

Обменные пункты оштрафовали за отсутствие вооруженной охраны и неработающие камеры

 

Владельцы обменных пунктов не соблюдали правила безопасности — предприниматели не обеспечили точки постами вооруженной охраны и не вели запись на камеры видеонаблюдения.

Это выяснилось в ходе проверок Нацбанка (в рамках закона «О государственном регулировании»).

Во втором полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество возбужденных административных дел увеличилось в 2,4 раза.

Обменные пункты не предоставляли в доступном месте необходимую информацию для клиентов, не отражали обменные операций в журнале и отправляли недостоверную отчетность о своей работе.

Некоторые обменные пункты не соответствовали квалификационным требованиям: работали без вооруженного поста охраны, а камеры видеонаблюдения не вели запись.

Всего за второе полугодие прошли 114 комплексные проверки. По итогам составлено 141 протоколов об административных правонарушениях.

Указанные нарушения выявлены в Алматы, Шымкенте, Восточно-Казахстанской, Атырауской, Карагандинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях.

 

Опасный обмен валюты: обменные пункты работали без охраны

            Руководителей обменных пунктов привлекли к ответственности за отсутствие вооруженной охраны и неработающих камер. Тем самым предприниматели не обеспечили должный уровень защиты для своих клиентов. Это стало известно в ходе плановой проверки сотрудников филиалов Национального Банка.

Кроме того, обменные пункты не предоставляли в доступном месте необходимую информацию для клиентов, не отражали обменные операций в журнале и отправляли недостоверную отчетность о своей работе.

Всего за второе полугодие прошли 114 комплексные проверки. По их итогам составлено 141 протокол об административных правонарушениях. Их выявили в Алматы, Шымкенте, Восточно-Казахстанской, Атырауской, Карагандинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях.

Всего во втором полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество возбужденных административных дел увеличилось в 2,4 раза.

 

 

 

Владельцы обменников использовали уставной капитал не по назначению

 

Беспроцентные займы родственникам выдавали владельцы обменников из уставного капитала

 

Отдельные небанковские обменные пункты использовали уставный капитал не по назначению. Об этом стало известно в ходе проведенных комплексных проверок сотрудниками Национального Банка согласно закону «О государственном регулировании».

В 17 уполномоченных организациях деньги выдавались в подотчет на длительные сроки либо в виде беспроцентного займа своим сотрудникам, либо родственникам.

Принятые поправки позволят филиалам на ежеквартальной основе контролировать использование компаниями уставного капитала только для целей лицензируемого вида деятельности. Всего за второе полугодие обменные пункты совершили более 140 нарушений.

Напомним, небанковские обменные пункты обязали увеличить размер уставного капитала для обеспечения достаточным объемом денежных средств в кассах или на счетах. Это позволит обменным пунктам бесперебойно вести работу и не создавать необоснованный ажиотаж среди населения из-за закрытия, если в кассе закончится наличная валюта.

 

 

Как работают обменные пункты за рубежом

 

С 1 февраля большинство небанковских обменных пунктов изменят график работы (с 9.00 до 20.00) и будут запрашивать документ, удостоверяющий личность, при проведении обменных операций.

Круглосуточно будут работать точки в аэропортах, вокзалах и на пунктах пропуска границы, в крупных торговых центрах обменять валюту можно будет до 22.00.

Мы решили изучить международный опыт и узнать, как обменники работают за границей. Представляем подборку.

 

Россия

В соседней стране нет небанковских обменных пунктов, там обменять наличную валюту можно исключительно в  банках. Правила по фиксации данных там действуют с 2015 года. Если сумма превышает 15 тысяч рублей (более 90 тысяч тенге), то клиенты обменников обязаны предоставить документ, удостоверяющий личность.

Большинство обменников работают с 9.30 до 20.00. По выходным некоторые обменные пункты открываются позже и закрываются к 18.00.

В 2018 году в рамках кампании по дедолларизации в России с улиц убрали табло с курсами доллара и евро.

 

Беларусь

В Беларуси данные пользователей при обмене валют стали записывать с 2014 года. Обменники также не работают круглосуточно. Большая часть из них работает с 9.00 до 19.00.

Отметим, что основная доля из них находятся в отделениях банков.

 

Германия, Нидерланды

В Германии и Нидерландах при обмене валют в обязательном порядке запрашивают паспорт. Обменники принимают клиентов с 8.00 до 20.00. По выходным некоторые из них могут закрыться после обеда.

В аэропортах Нидерландов обменять наличную валюту можно приблизительно до 22.00. Услуги в основном оказывают банковские обменные пункты.

 

В целом, международный опыт показывает, что в большей части стран в обменниках требуют предъявить паспорт. Например, обменять валюту без документов не получится в ОАЭ, Таиланде, Италии, Чехии и других.

К тому же, в большинстве стран обменные пункты работают исключительно в дневное время – Италия, ОАЭ, Польша, Грузия, Таиланд и другие.

 

 

Новые правила для обменных пунктов: часто задаваемые вопросы и ответы

 

Зачем в Казахстане изменили режим работы обменных пунктов?

 

Изменение рабочего графика направлено на повышение уровня безопасности обменных пунктов и их клиентов. Это мера также поможет исключить факты завышения курса продажи наличной иностранной валюты в вечернее и ночное время и необоснованного возникновения ажиотажа среди населения.

Это общемировая практика. в большинстве стран обменные пункты работают исключительно в дневное время – Италия, ОАЭ, Польша, Грузия, Таиланд и другие.

Большинство небанковских обменных пунктов с 1 февраля будут работать с 9.00 до 20.00.

 

А как быть туристам или тем, кто собирается за границу? Где им менять наличные среди ночи?

 

Для удобства людей, въезжающих/выезжающих в республику через аэропорты, ж/д вокзалы и автомобильные пункты пропуска через государственную границу, режим работы обменных пунктов не будет ограничиваться — обменные пункты будут работать круглосуточно, а в крупных торговых центрах первой категории – до 22.00

Смена режима работы не ограничивает операций с наличной иностранной валютой, валютным курсам и спрэдам.

 

Зачем требовать документы при обмене валюты?

 

Фиксация данных будет проходить по упрощенной форме. В случае если сумма операций до 500 тысяч тенге, то клиент предоставляет только документ, удостоверяющий личность.  Это международная практика, которая применяется во многих странах мира. Данные меры направлены на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Клиентам не нужно будет самим заполнять какие-либо бланки и тратить на это время. Владельцы обменных пунктов могут автоматизировать процесс и приобрести средства для считывания информации с чипа электронного удостоверения личности гражданина. Это на усмотрение самого предпринимателя.

 

 

 

Зачем кассиры будут запрашивать адрес регистрации при обмене валют свыше 500 тысяч тенге? Нужна ли адресная справка?

 

Это норма не новая. Она действует с 2018 года. При обмене денежных средств на сумму более 500 тысяч тенге используется действовавший ранее порядок фиксации данных.

Сотрудники запрашивают юридический адрес клиента (место регистрации). Предоставлять адресную справку не нужно. Ответственность за достоверность предоставленных данных несут клиенты.

 

Что происходит с персональными данными казахстанцев?

 

Данные клиентов фиксируются в журнале реестров обменных пунктов в электронном виде и не передаются другим государственным органам. За исключением случаев, когда органы финансового мониторинга запрашивают информацию по отдельным гражданам для проверки их деятельности на предмет законности.

 

 

 

 

Более 500 нарушений совершили обменные пункты в 2019 году

 

По итогам 2019 года возбуждено 564 дел об административных нарушениях и применено 77 мер надзорного реагирования в отношении руководителей обменных пунктов. В частности, по результатам проверок в части контроля за деятельностью небанковских обменных пунктов Национальным банком только за второе полугодие 2019 года в 178 обменных пунктах выявлено свыше 140 нарушений.

 

По итогам проведенных проверок составлен 141 протокол об административных правонарушениях: по ч. 1 и 2 статьи 214 КоАП, ч. 1 статьи 464 КоАП, ч. 1 статьи 462 КоАП (воспрепятствование проверке). Также вынесено 2 предупреждения по ч. 7 статьи 218 КоАП и применено 34 мер надзорного реагирования (25 – рекомендательного характера и 9 — письменных предписаний).

Основная доля выявленных нарушений приходится на следующее:

  1. нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОДФТ) (115 протоколов об административных правонарушениях или 81,6%) в части:
  • непринятия мер по надлежащей проверке клиентов посредством истребования данных для фиксации сведений о физических лицах, непредставления и (или) несвоевременного представления в Комитет финансового мониторинга Министерства финансов сведений по обменным операциям, подлежащим финансовому мониторингу (ч. 1 статьи 214 КоАП);

2) невыполнения требований Правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Законом РК о ПОДФТ (непроведение ответственным работником УО должного контроля за фиксацией кассиром данных клиентов) (ч. 2 статьи 214 КоАП).

Указанные нарушения УО выявлены в г. Алматы, Шымкенте, Восточно – Казахстанской, Атырауской, Карагандинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях.

При этом отмечаем, что во втором полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество возбужденных административных дел увеличилось в 2,4 раза.

 

  1. нарушение валютного законодательства РК (24 протокола об административных правонарушениях или 17%) в части:
  • несоответствия УО квалификационным требованиям — отсутствие вооруженного поста охраны, необеспечение записи и хранения информации системой видеонаблюдения в течение 30 календарных дней и проведение операций неуполномоченным лицом (сотрудником охраны) (ч. 1 статьи 464 КоАП);
  • отсутствия в доступном для обозрения месте необходимой информации для клиентов обменного пункта, в помещении обменного пункта необходимых копий документов, не отражения обменных операций в журнале реестров купленной/проданной наличной валюты, представления недостоверной отчетности, а также иных нарушений.

Помимо вышеуказанного, в отношении одного обменного пункта применена санкция в виде приостановления действия лицензии в принудительном порядке сроком на 1 (один) месяц.

Также, по результатам проверок установлено, что отдельные организации использовали уставный капитал не для целей лицензируемой деятельности, а именно деньги выдавались в подотчет на длительные сроки либо в виде беспроцентного займа своим родственникам либо сотрудникам.

Таким образом, около 15% (17/114) УО использовали уставный капитал для иных целей. Тем самым, принятые поправки в Правила осуществления обменных операций (далее – Правила) в части повышения требований к УО по капитализации и ограничению использования уставного капитала для иных целей (поэтапное увеличение уставного капитала и ежедневное обеспечение наличия денег на банковских счетах и (или) в кассе обменных пунктов) позволят обменным пунктам использовать уставный капитала только для целей лицензируемого вида деятельности.

 

 

О выпуске в обращение биколорных циркуляционных монет

номинальной стоимостью 200 (двести) тенге образца 2020 года

 

 

Национальный Банк Республики Казахстан «28» января 2020 года выпускает в обращение биколорные циркуляционные монеты номинальной стоимостью 200 (двести) тенге образца 2020 года.

 

 

Дизайн монет выполнен в соответствии с Концепцией дизайна банкнот и монет Национальной валюты – казахстанского тенге, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от  12 декабря 2018 года № 804.

В стилистике дизайна биколорных циркуляционных монет прослеживается симбиоз художественных элементов восточной и западной культур.

 

Описание биколорных циркуляционных монет:

Внешнее кольцо монет выполнено из нейзильбера, внутренний диск изготовлен из никелевой латуни. Гурт выполнен с 16 углублениями, с чередующимися гладкими и рифлёными секторами.

На оборотной стороне (реверсе) монет в центральной части изображен Государственный Герб Республики Казахстан, по окружности – надпись «QAZAQSTAN RESPÝBLIKASY», обозначающая страну-эмитента. В нижней части монеты – надпись «2020», обозначающая год чеканки.

На лицевой стороне (аверсе) монет в центральной части – надпись «200», обозначающая номинал и выполненная на фоне гравировки горизонтальными штриховыми линиями, которые повторяют очертания цифры номинала. В верхней и в нижней части монеты – орнаментальные фрагменты, выполненные в виде вертикальных штриховок. В нижней части монеты – надпись «TEŃGE», обозначающая текстовое наименование национальной валюты, выполнена на фоне радиальных штриховых линий. В левой части монеты аббревиатура «QUB», обозначающая  банк-эмитент QAZAQSTAN  ULTTYQ  BANKI. В правой части монеты – товарный знак (логотип) Казахстанского монетного двора.

Технические характеристики:

Содержание металла: нейзильбер/нибрасс

Масса: 7,5 грамм

Диаметр: внешнее кольцо – 26 мм, внутренний диск – 18,3 мм

Толщина: 1,90 мм

Гурт: 16 углублений.

 

Стоит отметить, что банкноты номиналом 200 (двести) тенге остаются законным платежным средством и будут изыматься из оборота по мере естественного износа.

 

 

Более подробную информацию можно получить по телефонам:

+7 (727) 2 704 998;

+7 (727) 2 704 591 (3930);

+7 (727) 330 24 52 (1452)

E-mail: press@nationalbank.kz

www.nationalbank.kz

 

 

 

 

Нововведения в Правила организации обменных

операций с наличной иностранной валютой

 

Жамбылский филиал Национального Банка Республики Казахстан сообщает о принятии постановления Правления Национального Банка РК от 31.12.2019г. №265 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 апреля 2019 года № 49 «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан», зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2020 года, внесенное в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов за №19846, которое вводится в действие с 1 февраля 2020 года.

В частности, определен минимальный размер уставного капитала уполномоченной организации, который составляет:

1) 100 000 000 тенге для каждого обменного пункта (автоматизированного обменного пункта) с местом нахождения в городах республиканского значения, административных центрах областей, городах областного значения. Норма вступает в силу с 1 апреля 2020 года. В административных центрах областей и городах областного значения – с 1 июля 2020 года.

2) 50 000 000 тенге для каждого обменного пункта (автоматизированного обменного пункта) с иным местом нахождения. Обменным пунктам, находящихся в поселках и небольших городах требуется обеспечить уставной капитал в срок до 1 января 2021 года.

Для деятельности по осуществлению обменных операций с наличной иностранной валютой уполномоченная организация ежедневно обеспечивает наличие на своих банковских счетах и (или) в кассе обменного пункта денег в тенге или иностранной валюте, а также аффинированного золота в слитках (при наличии) в размере не менее 100 (ста) процентов от минимального размера уставного капитала.

Эти меры обеспечат обменные пункты достаточным объемом денежных средств для бесперебойной работы.

Вместе с тем, с 1 февраля обменные пункты будут работать с 9.00 до 20.00. Изменение рабочего графика направлено на повышение уровня безопасности обменных пунктов и их клиентов. Данная мера также поможет исключить факты завышения курса продажи наличной иностранной валюты в вечернее и ночное время и необоснованного возникновения ажиотажа среди населения.

Круглосуточно будут работать точки в аэропортах, вокзалах и на пунктах пропуска границы.  В крупных торговых центрах обменять валюту можно будет до 22.00.

Плюс ко всему, среди Казахстанцев растет популярность услуги по онлайн-конвертированию валют при помощи банковских приложений. Эта услуга по продолжительности занимает всего несколько секунд и не требует комиссий от клиентов. Пользователи экономят время и транспортные расходы, которые могли уйти на поиск обменного пункта с наличными.

Что касается фиксации данных, то она будет проходить по упрощенной форме. В случае если сумма операций до 500 тысяч тенге, то клиент предоставляет только документ, удостоверяющий личность и ИИН. Это международная практика, которая применяется во многих странах мира.

При обмене денежных средств на сумму более 500 тысяч тенге ничего не изменилось и используется действовавший ранее порядок фиксации данных. Это норма не новая. Она действует с 2018 года. Сотрудники запрашивают юридический адрес клиента (место регистрации). Предоставлять адресную справку не нужно. Ответственность за достоверность предоставленных данных несут клиенты.

В целом, Казахстанцы не будут испытывать трудности с обменом валют. Новые Правила для небанковских обменных пунктов не ограничивают граждан в проведении обменных операций.

 

Таскараев Талант

 Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

 

 

 

О сохранении базовой ставки на уровне 9,25%

 

Национальный Банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку и процентный коридор на уровне 9,25% годовых+/-1 п.п.

Инфляция сохраняется в пределах целевого коридора 4-6%. В январе 2020 года годовая инфляция составила 5,6%. Рост цен на продовольственные товары составил 9,2%, непродовольственные товары — 5,2%, платные услуги — 1,4%.

Инфляционные ожидания населения остаются умеренными. В декабре 2019 года они замедлились до 5,6% по сравнению с 5,8% в ноябре.

Потребительский и инвестиционный спрос способствует повышению экономической активности. Рост реальных денежных доходов населения в январе-ноябре 2019 года составил 5,8% в годовом выражении, бюджетные расходы на социальную поддержку увеличились на 26,0% в 2019 году, потребительское кредитование выросло на 26,9% за 2019 год. Расширение инвестиций за 2019 год составило 8,5%.

По итогам 2019 года краткосрочный экономический индикатор вырос на 5,0% в годовом выражении.

На мировом рынке в январе 2020 года средняя цена на нефть составила 63,7 долл. США за баррель, индекс продовольственных цен ФАО в декабре 2019 года вырос на 2,5%.

Годовая инфляция в России составила 3%, странах ЕС — 1,6%, что ограничивает рост цен на импортируемые товары.

Проинфляционные риски будут наблюдаться в краткосрочном горизонте на фоне влияния повышения акцизов на реализацию бензина и подорожания регулируемых услуг. До конца текущего года и в среднесрочной перспективе ожидается постепенное ослабление инфляционных процессов и замедление годовой инфляции до уровня середины целевого коридора 4-6% и ниже до конца 2020 года.

Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом соответствия сложившейся и прогнозной динамики инфляции ее целевым ориентирам, а также баланса внутренних и внешних рисков. При развитии ситуации в соответствии с ожиданиями Национального Банка, а также принятии мер Правительством и местными исполнительными органами по повышению конкуренции на продовольственных рынках и проведению оптимальной тарифной политики возможно смягчение денежно-кредитных условий.

Очередное решение по базовой ставке будет объявлено 16 марта 2020 года в 15:00 часов по времени г. Нур-Султан.

 

Более подробную информацию представители СМИ могут получить по телефону:

+7 (727) 2704 591 (3930) +7 (727) 330 24 52(1452)

e-mail: press@nationalbank.kz www.nationalbank.kz

 

 


© 2017 Аппарат акима Рыскуловского района
+7 (7262) 00 00 00 Обратная связь
Разработка и поддержка сайта