home
home home

Национальный Банк Казахстана

О передаче функций по оказанию государственных услуг

в сфере регулирования, контроля и надзора финансового рынка

 

3 июля 2019 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогобложения».

В соответствии с документом функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций с 1 января 2020 года передаются во вновь создаваемое Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее — Агентство).

Учитывая изложенное, просим потребителей государственных услуг заблаговременно рассчитать сроки рассмотрения подаваемых в Жамбылский филиал Национального Банка заявлений на оказание государственных услуг — с целью их исполнения до конца декабря текущего года, либо с 1 января 2020 года направлять заявления на оказание государственных услуг в Агентство.

Перечень государственных услуг, передаваемых в Агентство:

  1. Учетная регистрация микрофинансовых организаций;
  2. Учетная регистрация коллекторских агентств.

 

 

   Жамбылский филиал

Национального Банка РК

О сохранении базовой ставки на уровне 9,25%

 

Национальный Банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% годовых с сохранением процентного коридора на уровне +/-1 п.п.

Годовая инфляция складывается ниже ожиданий Национального Банка. Темпы роста реального ВВП постепенно ускоряются. С учетом текущего решения по базовой ставке инфляция сложится в пределах целевого коридора 4-6% на 2019-2020 годы.

Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом баланса внутренних и внешних рисков, которые будут определять уровень фактической инфляции и ее соответствие целевым ориентирам.

Годовая инфляция в ноябре 2019 года составила 5,4% (в октябре — 5,5%) и на протяжении мая-ноября текущего года находится на стабильном уровне в узком коридоре 5,3-5,5%. Наибольший вклад в инфляцию продолжают вносить цены на продовольственные товары, которые стабилизировались на уровне октября и составили 9,7%. Основной причиной продовольственной инфляции остается рост цен на мясо, хлебобулочные изделия и крупы, которые за год подорожали на 13,4% и 15,5%, соответственно. Сдерживающее влияние на инфляцию оказывает продолжающееся замедление роста цен на непродовольственные товары до 4,8% и платных услуг — до 0,6%.

Инфляционные ожидания населения в ноябре текущего года незначительно повысились до 5,8% (5,6% в октябре 2019 года) на фоне более высокого роста цен на продовольственные товары. По данным последнего опроса населения, доля респондентов, ожидающих сохранения существующего темпа роста цен или его замедления в течение следующих 12 месяцев, составила 54,7% (56,4% в октябре).

Расширение потребительского спроса и ускорение роста экономической активности остаются основными проинфляционными факторами. Рост реальных денежных доходов населения составил 6,4% в январе-сентябре 2019 года. Реальная заработная плата в третьем квартале ускорилась до 12%, при этом рост наблюдается во всех основных секторах экономики. Поддержку потреблению домашних хозяйств оказывают увеличившиеся по сравнению с предыдущим годом бюджетные расходы на социальную поддержку и заработную плату, а также высокие темпы роста потребительского кредитования (в октябре 23,8% в годовом выражении).

В январе-октябре текущего года краткосрочный экономический индикатор увеличился на 4,7% в годовом выражении. Положительный вклад внесли строительство — на 12,7%, торговля — на 7,5%, транспорт — на 5,6%, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность — на 3,7% и 3,3%, соответственно. Расширение инвестиций за январь-октябрь 2019 года составило 8,2%. По оценке Национального Банка, в 2019 году реальный рост ВВП составит 4,2%.

В 2019 году рост экономики оценивается Национальным Банком в 4,2%, в 2020 году — 3,8%. Основными факторами будут рост потребительского спроса на фоне увеличения реальных денежных доходов населения, повышение инвестиционного спроса в результате реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, увеличение экспорта вследствие наращивания объемов добычи нефти и газового конденсата.

Влияние факторов внешнего сектора носит относительно нейтральный характер. Цена на нефть марки Brent сохраняется несколько выше уровня, заложенного в базовом сценарии. В среднем за 11 месяцев текущего года она составила 64,1 долл. США за баррель (за 11 месяцев 2018 года — 72,9 долл. США за баррель). В 2020 году цена на нефть будет формироваться близко к текущим уровням на фоне слабого развития мировой экономики. Индекс продовольственных цен ФАО в ноябре увеличился на 9,5%, что объясняется увеличением цен на молочные продукты, мясо и растительные масла. Ожидается умеренный рост мировых цен на зерновые в результате увеличения их потребления на фоне сокращения запасов.

Внешние монетарные условия способствуют смягчению инфляционного фона. Продолжается политика центральных банков по снижению процентных ставок и расширение различных стимулирующих мер. Инфляция в странах — торговых партнерах на фоне замедления инфляции в России и сохранения умеренных темпов роста потребительских цен в странах ЕС оказывает дезинфляционное воздействие на внутренние цены в Казахстане.

Годовая инфляция прогнозируется внутри целевого коридора 4-6% в диапазоне 5,5- 5,7% на конец 2019 года с замедлением к концу 2020 года до 5,0-5,5%. В первом квартале 2020 года возможна реализация проинфляционных рисков краткосрочного характера и ускорение инфляции до уровня верхней границы целевого коридора. Это связано с повышением регулируемых тарифов на платные услуги населению, а также цен на отдельные виды продуктов питания. В среднесрочной перспективе основными факторами, определяющими динамику инфляции в 2020 году, останутся продолжение фискального стимулирования экономики и разрыв выпуска, который оценивается Национальным Банком положительным.

Текущие денежно-кредитные условия оцениваются как слабо сдерживающие, что обусловлено необходимостью принятия упреждающих мер по ограничению влияния на инфляционные и курсовые ожидания расширяющегося дефицита текущего счета платежного баланса.

Очередное решение по базовой ставке будет объявлено 3 февраля 2020 года в 15:00 часов по времени г. Нур-Султан.

 

Более подробную информацию представители СМИ могут получить по телефону:

+7 (727) 2704 591 (3930) +7 (727) 330 24 52 (1452) e-mail: press@nationalbank.kz www.nationalbank.kz

 

 

 

Жамбылский филиал

Национального Банка РК

 

Перечень возможных взимаемых комиссий по банковским займам

 

Банковские займы являются наиболее используемыми видами займов населения. В целях оперативного получения банковских займов потенциальные заемщики не обращают внимания на стоимость банковского займа.

Кредитование – это один из видов финансовых инструментов для удовлетворения каких-либо потребностей населения, как в быту, так и иных сферах жизни. Кредитование является основным видом банковской деятельности, по которым у населения возникает очень много вопросов. В частности, одним из главных вопросов является удержание комиссии, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа.

До заключения договора банковского займа банки обязаны предоставить физическому лицу проект договора о предоставлении банковского займа.

Комиссии и иные платежи связанные с выдачей и обслуживанием банковского займа устанавливаются банками и организациями осуществляющими отдельные виды банковских операций самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами РК.

До заключения договора банковского займа с физическим лицом, не связанного с предпринимательской деятельностью, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, обязаны предоставить физическому лицу для выбора условия кредитования, при которых не предусмотрено взимание комиссий и иных платежей, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения по займу в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа, а также условия кредитования, предусматривающие право банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, взимать, помимо ставки вознаграждения, комиссии и иные платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займа и предусмотренные договором банковского займа.

Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны в договорах банковского займа указывать полный перечень комиссий и иных платежей, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием займа, и не вправе в одностороннем порядке вводить новые виды комиссий и иных платежей в рамках заключенного договора.

Перечень взимаемых комиссии и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, выданного физическому лицу предусмотрено Постановлением Правления Национального Банка РК №218 от 28.11.2019г. который вступает в силу с 1 января 2020 года.

Согласно пункту 2 этого нормативного правового акта к комиссиям и иным платежам, связанным с выдачей и обслуживанием банковского займа, выданного физическому лицу, относятся следующие комиссии и иные платежи:

1) за рассмотрение заявления и документов на получение займа;

2) за организацию займа;

3) комиссии за изменение условий предоставленного займа:

графика погашения;

валюты займа;

ставки вознаграждения;

методов погашения займа;

4) комиссии за рассмотрение вопросов по:

изменению условий, связанных с заемщиком (созаемщиком), гарантом (поручителем) по инициативе заемщика (созаемщика), гаранта (поручителя);

изменению условий обременения предмета залога по займу, а также при замене предмета залога;

замене залогодателя;

выдаче по заявлению клиента правоустанавливающих документов на предмет залога, содержащихся в кредитном досье клиента;

выдаче по заявлению клиента справки о согласии на регистрацию (снятие с регистрации) по месту жительства физического лица, на узаконение перепланировок, построек, пристроек, произведенных на территории залогового обеспечения;

оказанию услуг по оформлению права собственности и (или) права залога на имущество, введенное в эксплуатацию при смене залогодателя;

оказанию услуг по изменению целевого назначения недвижимого имущества, разделению земельных участков на доли;

выдаче по заявлению клиента справки о разрешении на замену регистрационного номера транспортного средства, являющегося залоговым обеспечением, на переоформление свидетельства о регистрации транспортного средства, на восстановление утерянных документов по транспортному средству;

5) платежи клиента в пользу страховой организации, если выгодоприобретателем по договору страхования в случае наступления страхового случая выступают банк второго уровня, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций (далее — банк), за исключением платежей клиента в пользу страховой организации при страховании предмета залога по договору залога, обеспечивающего обязательства клиента по договору банковского займа, и находящегося в пользовании залогодателя;

6) платежи клиента гаранту (поручителю) за получение гарантии (поручительства), оценщику за оценку передаваемого в залог имущества;

7) платежи клиента в пользу организаций (посредников), оказывающих услуги банку по привлечению клиентов, осуществлению проверки документов, предоставляемых клиентами, на соответствие условиям выдачи займа, передаче документов клиентов банку, приему платежей и переводов от клиентов банка в счет погашения займов;

8) за выдачу по заявлению клиента справки о ссудной задолженности по займу;

9) за частичное (полное) досрочное погашение займа.

Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, не вправе по договорам банковского займа, заключаемым с физическими лицами на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, устанавливать и взимать комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием банковского займа, а также за зачисление займа на банковский счет.

В случае выявления фактов незаконно удержанных комиссии банками по банковским займам, а также по другим вопросам потребители финансовых услуг могут обратиться в Общественную приемную Жамбылского филиала Национального Банка РК по адресу г. Тараз ул. Казыбек би 137.

 

 

Ерлан Азымханов

Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

 

 

О коллекторских агентствах

 

Деятельность коллекторских агентств регулируется Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности». Данный Закон, направлен на обеспечение защиты прав и интересов должников, повышение прозрачности деятельности коллекторов, повышение эффективности и безопасности в работе по взысканию задолженности.

Закон предусматривает регулирование коллекторского агентства путем учетной регистрации, предоставления регуляторной отчетности, проверки выполнения им правил осуществления коллекторской деятельности.

Юридическое лицо, не включенное в реестр коллекторских агентств, не вправе осуществлять коллекторскую деятельность, характеризовать себя как занимающееся коллекторской деятельностью, а также использовать в своем наименовании слова «коллекторское агентство».

Для осуществления деятельности в качестве коллекторского агентства юридическому лицу по своему местонахождению необходимо пройти учетную регистрацию в территориальном филиале Национального Банка, а с 1 января 2020 года в Управлении региональных представителей Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК.

Коллекторская деятельность осуществляется на основании договора о взыскании задолженности заключенного между коллекторским агентством и кредитором (банки, микрофинансовые организаци и др.) в письменной форме.

Срок нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства – от 6 месяцев до 5 лет. В период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства кредитор не вправе начислять неустойку (штрафы, пени) за несвоевременное погашение долга, а также требовать выплаты вознаграждения.

В соответствии с Законом, задолженность физического лица, обеспеченная залогом в виде жилища, не может быть передана в работу коллекторскому агентству и право (требование) по данной задолженности не может быть уступлено третьему лицу.

Руководителями коллекторских агентств не могут быть лица, имеющие неснятую судимость, привлекавшиеся к уголовной ответственности, уволенные по отрицательным мотивам из государственной службы и правоохранительных органов.

Коллекторские агентства при взыскании задолженности вправе взаимодействовать с должником  путем телефонных переговоров, личных встреч, почтовых переписок, текстовых и голосовых сообщений по сотовой связи. При этом порядок взаимодействия регламентирован количеством времени, в течение которого коллекторские агентства могут контактировать с должниками. В частности, разрешено проводить встречи с должниками только в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни, но не более 3-х раз в неделю, звонить ему в указанный период времени не более 3-раз в будние дни. Коллекторские агентства обязаны фиксировать процесс взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства (филиала, представительства).

При взаимодействий с должником работники коллекторских агентств обязаны по требованию должника сообщить фамилию, имя, отчество, должность, наименование коллекторского агентства и основание взаимодействия по долгу.

В случае совершения работником недобросовестных действий, в отношении должника не предусмотренных Законом, коллекторские агентства обязаны принять меры по прекращению полномочий указанного работника.

Должники и (или) его представитель имеют право оспаривать требования коллекторского агентства, в том числе в суде, обращаться в Национальный Банк (с 1 января 2020 года в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка) с жалобой на коллектора, самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- и (или) видеотехники, а также обратится кредитору об изменений условий договора займа, связанных с исполнением обязательств по займу.

В соответствии с Законом, должник обязан извещать коллекторское агентство об изменении своего места жительства, персональных данных, контактной информации, по запросу коллекторского агентства раскрывать достоверную информацию об уровне доходов и расходов, месте жительства, наличии имущества и другую информацию, предусмотренную Законом.

В целях осуществления контроля Национальный Банк (с 1 января 2020 года Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка)  применяет в отношении коллекторских агентств меры воздействия и санкции за нарушения требований Закона, а также в случае выявления неправомерных действий/бездействий работников коллекторского агентства при работе с должником. В качестве санкции Национальный Банк (с 1 января 2020 года Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка) исключает коллекторское агентство из реестра коллекторских агентств, в случаях, предусмотренных в Законе.

Таким образом, при допущении нарушений работниками коллекторских агентств (грубого отношения, оскорбление, беспокойства после 21.00 часов, выходные и праздничные дни и.т.д.) гражданам рекомендуем зафиксировать разговор с взаимодействовавшим работником коллекторского агентства и письменно обратиться с жалобой в Жамбылский филиал Национального Банка РК (с 1 января 2020 года в Управление региональных представителей Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка) по адресу: г.Тараз, улица Казыбек би, 137.

 

 

 

Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

Ерлан Азымханов

 

 

КОЛЛЕКЦИОННЫЕ МОНЕТЫ

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Монеты суверенного Казахстана сегодня по признанию экспертов, успешно сочетающие традиции древних чеканщиков и современные технологии вновь открываются миру, причем не только коллекционные, памятные, но и циркуляционные монеты, имеющие хождение в обыденной жизни, получают высокие оценки профессионалов и коллекционеров.

В рамках своей эмиссионной деятельности Национальный Банк Республики Казахстан предлагает населению большой выбор золотых и серебряных коллекционных и памятных монет.

Основным назначением таких монет является использование их в качестве сувениров и предметов коллекционирования,  ведь серебро и золото всегда остаются в цене. Кроме того, они могут служить великолепным подарком для Ваших близких и друзей.

Как правило, коллекционные монеты предназначены для продажи на территории Республики Казахстан и за рубежом по коллекционной стоимости. Особенностью является тот факт, что Национальный Банк не только реализует, но и выкупает коллекционные монеты из драгоценных металлов, выпущенных им.

Коллекционные (памятные) монеты – это золотые и серебряные монеты высокого качества, выпускаемые с ограниченным тиражом и разнообразной тематикой, посвященных памятным и юбилейным датам выдающихся деятелей Казахстана, памятникам культуры, историческим датам, городам, редким и исчезающим видам животных, занесенным в красную книгу Казахстана, петроглифам и прикладному искусству нашей страны и т.д. Выпускаются они в сувенирной упаковке с сертификатами качества Национального Банка Республики Казахстан на государственном, русском и английском языках, включающие сведения о размерах, тираже, пробе сплава и массе.

Коллекционные (юбилейные и памятные) монеты имеют лучшее качество «proof», а также совершенно ровную зеркальную поверхность поля и контрастирующий с ним матовый рельеф. Высокое качество чеканки монет достигается благодаря применению при их изготовлении специальных станков и особых способов обработки заготовок и чеканного инструмента. Следует отметить, что на протяжении нескольких лет казахстанские монеты из драгоценных металлов прочно занимают призовые места на престижных международных нумизматических выставках.

Приобретая коллекционные монеты из драгоценных металлов, важно следовать правилам хранения и обращения с монетами. При изготовлении монет качества «proof» используется метод, с помощью которого на поверхности получают чистое зеркальное поле и матовое рельефное изображение, а также надписи. Чтобы сохранить первозданную чистоту монет, их закрывают в капсулы. В дальнейшем капсулу не открывают, для сохранности микроклимата, который был создан в ней. При открытии капсулы и попадании воздуха, процедура окисления ускоряется. При прикосновении к монетам, на них проявляются отпечатки пальцев. Золотые монеты не подвержены окислению. Однако если золотую коллекционную монету высокого качества открыть и потрогать, на ней останутся следы и зеркальный блеск теряется.

Полную информацию о стоимости, видах и порядке приобретения коллекционных монет Национального Банка Республики Казахстан из серебра и золота качества «proof», можно получить на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан http://nationalbank.kz, во вкладке «Национальная валюта».

Приобрести монеты можно во всех филиалах Национального Банка Республики Казахстан, в г. Тараз по адресу: ул. Казыбек би, 137; тел. +7 /7262/ 99-93-52, 45-17-09, 99-93-41 (вн. 2832, 2833, 2887).

 

 

 

                                                                                          Заместитель начальника

отдела по работе с наличными деньгами и

кассовых операций Жамбылского филиала

Национального Банка РК

Сенгирбаев Максат

 

 

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг»

 

25.11.2019 г. принят Закон Республики Казахстан от 25 ноября 2019 года
№ 272 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» (далее – Закон).

Основной целью принятия Закона является совершенствование законодательства в сфере оказания государственных услуг, оптимизация и перевод процессов предоставления государственных услуг в электронный формат.

Закон также предусматривает оптимизацию государственной услуги «Учетная регистрация коллекторских агентств», оказываемой территориальными филиалами Национального Банка, а именно:

  • сокращение срока оказания услуги с пятнадцати до десяти рабочих дней;

—   сокращение перечня документов представляемых в рамках оказания государственной услуги  (исключены из перечня представляемых  документов

положение о службе внутреннего контроля (при наличии); сведения об учредителях (участниках), а также руководящих работниках по состоянию на дату, предшествующую дате представления заявления; копия договора о предоставлении информации, заключенного с кредитным бюро с государственным участием в соответствии с Законом Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»).

 

 

Ерлан Азымханов

Начальник отдела

Жамбылского филиала

Национального Банка РК

 

 

О реорганизации АО «Ипотечная организация «Баспана» и АО «Казахстанский

фонд устойчивости»

 

Национальный Банк Казахстана в качестве единственного акционера принял решение о добровольной реорганизации АО «Казахстанский фонд устойчивости» в форме присоединения к нему АО «Ипотечная организация «Баспана».

Реорганизованная компания сохранит направления деятельности АО «Ипотечная организация «Баспана» и АО «Казахстанский фонд устойчивости»:

  • содействие финансовой стабильности банковского сектора посредством финансовой поддержки банков второго уровня;
  • реализация государственной программы по рефинансированию ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), а также осуществление функций Оператора Программы ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» и рыночного ипотечного продукта «Баспана Хит» с осуществлением выкупа прав требования по ипотечным жилищным займам, выданным банками второго уровня в соответствии с программами.

Реорганизация позволит повысить эффективность использования активов АО «Ипотечная организация «Баспана» и АО «Казахстанский фонд устойчивости» в целях развития банковского сектора и повышения уровня доступности ипотечных займов для населения.

 

Более подробную информацию представители СМИ могут получить по телефону:

+7 (727) 2704 591 (3930). +7 (727)330 24 52(1452)

e-mail: press@nationalbank.kz www.nationalbank.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© 2017 Аппарат акима Рыскуловского района
+7 (7262) 00 00 00 Обратная связь
Разработка и поддержка сайта