home
home home

«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»

Президент призвал не отставать от четвертой промышленной революции.

31 января 2017 г. Нурсултан Назарбаев объявил третью модернизацию Президент Нурсултан Назарбаев обратился с традиционным ежегодным посланием к народу, в котором поставил ряд ключевых задач по реформированию экономики и обеспечению глобальной конкурентоспособности Казахстана. В этом послании глава государства сосредоточился на третьей волне модернизации, которая начата в республике, и укреплению стратегии «Казахстан-2050». По словам президента, благодаря экономической политике «Нұрлы Жол» и плану нации «100 конкретных шагов» республика достойно проходит первоначальный этап сложной глобальной трансформации. Только в 2014–2016 годах на поддержку экономики было дополнительно выделено 1,7 трлн тенге. Все это предоставило возможность для экономического роста и поддержки бизнеса, создания свыше 200 тыс. новых рабочих мест. В результате в 2016 году был обеспечен рост внутренней валовой продукции на 1%. Президент подчеркнул, что в мире уже началась четвертая промышленная революция, а повсеместная цифровизация экономики ведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых. Эти перемены Нурсултан Назарбаев назвал как историческим вызовом, так и шансом для нации, поэтому была поставлена задача обеспечить третью модернизацию Казахстана, в рамках которой необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны. Президент напомнил, как Казахстан начинал путь к модернизации после развала СССР. Был осуществлен переход от плановой экономики к рыночной, удалось удержать страну от потрясений, гражданской войны и экономической разрухи. Казахстан вышел из того периода с минимальными потерями и наибольшими приобретениями, заметил президент. Вторая модернизация началась с принятия Стратегии-2030 и создания новой столицы — Астаны, страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира. Накопленный опыт дает Казахстану право начать третью модернизацию, которая не должна быть планом борьбы с текущими глобальными вызовами, а станет надежным мостом в будущее навстречу целям Стратегии-2050 и будет проводиться на базе плана нации «100 конкретных шагов». Глава государства выделил пять основных приоритетов этой политики, которая должна обеспечить рост экономики выше среднемировых показателей и обеспечить устойчивое продвижение в число 30 передовых стран. Ставка на ускоренную технологическую модернизацию Первый приоритет – это ускоренная технологическая модернизация экономики. Необходимо культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий, развивать такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании. В рамках решения этих задач правительству поручено разработать новую программу «Цифровой Казахстан». Также на кабмин возложена задача создать на базе одного из объектов «ЭКСПО-2017» международный технопарк IT-стартапов. Он должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира. Для этого необходима соответствующая инфраструктура и благоприятные условия, включая налоговые льготы, упрощенные визовый и трудовой режимы. Необходимо придать импульс развитию традиционных базовых отраслей, таких как промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор. Нурсултан Назарбаев считает важным существенно повысить производительность труда. Основным фактором этого должно стать повсеместное внедрение элементов четвертой промышленной революции, таких как автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, обмен «большими данными». В связи с этим правительству в связке с бизнесом поручено разработать комплекс мер технологического перевооружения базовых отраслей до 2025 года. Глава государства подчеркнул, что необходимо продолжить индустриализацию с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях, в частности увеличить несырьевой экспорт в два раза к 2025 году. При правительстве будет создан совет по экспортной политике, а также члены кабинета министров до 1 сентября 2017 года совместно с акимами и бизнесом должны будут разработать единую экспортную стратегию. Президент подчеркнул, что Казахстану нужно сохранить лидерство по привлечению иностранных инвестиций и важную роль в привлечении финансовых ресурсов в экономику страны должен играть международный финансовый центр «Астана». Глава государства призвал эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. Это будут современные производства с созданием порядка 20 тыс. новых рабочих мест для казахстанцев. На сегодня начата реализация шести проектов, а два проекта уже запущены. Один из них – завод по крупноузловой сборке гибридных и полностью электрических автомобилей JAC. Казахстан будет активно работать над развитием производства электромобилей с экспортной ориентацией, а до 1 сентября правительство представит новую инвестиционную стратегию РК. Горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста. По словам президента, в условиях замедления мирового спроса нужно выходить на новые рынки и расширять географию поставок. Большое внимание должно быть уделено расширению минерально-сырьевой базы. Необходимо активное проведение геологоразведки. Президент распорядился до конца года обеспечить принятие нового Кодекса о недрах и внесение необходимых поправок в налоговое законодательство. Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики. В послании отмечено, что по многим позициям  Казахстан может быть одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания. Бренд Made in Kazakhstan должен стать эталоном такой продукции.  Президент отметил, что Казахстан должен стать так называемой «хлебной корзиной» по производству зерна на всем Евразийском континенте, поэтому необходимо обеспечить переход от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции. Для реализации этих масштабных задач президент поручил правительству и акимам пересмотреть принципы выделения субсидий и постепенно переходить на страхование продукции, в течение 5 лет создать все условия для объединения более 500 тыс. домашних хозяйств и малых фермеров в кооперативы. Среди других задач повышение уровня переработки продукции, создание эффективной системы хранения, транспортировки и сбыта товаров;  повышение уровня производительности труда и снижение производственных расходов. Также поручено повысить эффективность использования земли. В течение 5 лет необходимо увеличить площадь орошаемых земель на 40%, тем самым довести до 2 млн гектаров. Предложено увеличить объем инвестиций в аграрные научные исследования, которые будут востребованы на производстве и обеспечить увеличение экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году путем диверсификации производства сельскохозяйственной продукции. Среди ключевых задач – развитие новой евразийской логистической инфраструктуры. В связи с этим правительству поручено к 2020 году обеспечить увеличение годового объема транзитных перевозок в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами, до 2 млн контейнеров и в 4 раза для пассажирских перевозок воздушным транспортом – до 1,6 млн транзитных пассажиров. Доходы от транзитных перевозок должны быть повышены в 5,5 раза – до 4 млрд долларов в год. Уже до конца этого года будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 км автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 км с поэтапным внедрением платности. В связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору начнется реализация второй фазы строительства порта Курык. По словам президента, строительный сектор должен стать полноценным драйвером экономики, поэтому важно обеспечить трансферт новейших технологий как в строительство, так и в производство стройматериалов. С этого года начинается реализация жилищной программы «Нұрлы Жер», которая направлена на решение важнейшей задачи – обеспечить жильем 1,5 млн семей в предстоящие 15 лет. В программе заложены комплексные меры развития рынка жилья. Это удешевление для застройщиков банковских кредитов за счет предоставления государством субсидий через АО «Даму». Будет производиться субсидирование ипотечных кредитов для населения, выдаваемых банками, через АО «Казахстанская ипотечная компания». Продолжится строительство кредитного жилья акиматами для вкладчиков Жилстройсбербанка. На это будут повторно использованы ранее выделенные средства по «револьверному» принципу. Для социально уязвимых слоев населения акиматы продолжат развивать арендное жилье без права выкупа. Для массового жилищного строительства акимы должны выделить соответствующие земельные участки. Президент отметил, что необходимо модернизировать рынок труда. С внедрением новых технологий в традиционных отраслях будут высвобождаться трудовые ресурсы, поэтому создание и развитие новых индустрий должно стать дополнительным источником занятости и роста реальных доходов граждан. Правительству и акимам поручено создать условия для управляемого перетока работников в другие сферы. Бизнес-климат должен быть улучшен Второй, обозначенный президентом приоритет, – кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды. Здесь стратегической целью является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%. Правительство с этого года уже приступило к реализации программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства. Теперь граждане Казахстана на селе или в городе могут получить микрокредит до 16 млн тенге для своего бизнеса. В послании отмечено, что каждый регион Казахстана должен предложить комплекс мер по развитию массового, в том числе семейного предпринимательства. Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» поручено принять меры по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике, а также в ЖКХ. Президент считает, что процессы оказания государственных услуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующиеся процедуры. При этом нужно перевести их оказание полностью в электронный формат, без обязательного физического присутствия. Перед правительством и акиматами поставлена задача разработать к 1 июля текущего года системные меры по дерегулированию бизнеса, а также поручено  разработать детальные планы по улучшению условий для ведения бизнеса в регионах на основе рейтинга Всемирного банка. Будет введен рейтинг регионов и городов по легкости ведения бизнеса и создана специальная премия, которая будет вручаться раз в год, в День индустриализации. Новый импульс экономическому росту должно дать снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР. Будет  ускорена подготовку  и выход крупнейших компаний на IPO. Внедрение принципов Yellow Pages позволило сократить виды деятельности для государства в экономике на 47% (с 652 до 346), поэтому необходимо до 2020 года передать в частный сектор либо ликвидировать все предприятия и организации госсобственности, не отвечающие этим принципам. Правительству поручено обеспечить качественную трансформацию холдинга «Самрук-Казына», с проведением  полной ревизии и оптимизации как управленческих, так и производственных бизнес-процессов. В итоге он должен стать высокоэффективным, компактным и профессиональным. Качество менеджмента и корпоративного управления будет подтянуто до  международного уровня. В целом за государством будут оставлены естественные монополии и реализация стратегически важных проектов, в том числе с участием ТНК. Эти проекты должны давать мультипликативный эффект. Будут реорганизованы холдинги «Байтерек» и «КазАгро». Большой потенциал для развития предпринимательства может дать расширение государственно-частного партнерства. Уже есть хорошие результаты по их привлечению в дошкольном образовании. Если за предыдущие 3 года государство построило 189 детских садов на 40 тыс. мест, то частный сектор открыл их более 1300 на 100 тыс. мест. Больше всего открыто частных садов в Южно-Казахстанской (397), Алматинской (221), Кызылординской (181) областях. В свою очередь для модернизации объектов ЖКХ предложено передавать их в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Президент отметил, что важно недопускать ценовых и тарифных сговоров, поэтому правительству совместно с НПП «Атамекен» поручено провести «ревизию» всего законодательства на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции. Все для макроэкономической стабильности Третьим приоритетом глава государства назвал сохранение макроэкономической стабильности. Ключевой задачей здесь является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики. Так, перед Национальным банком стоит важная задача по развитию режима инфляционного таргетирования. Необходимо добиться поэтапного снижения уровня инфляции до 3–4% в среднесрочном периоде. Регулятору поручено выработать комплекс мер по оздоровлению банковского сектора. В послании отмечено, что необходимо ускорить работу по расчистке балансов банков от «плохих кредитов» и при необходимости обеспечить их докапитализацию со стороны акционеров. Национальному банку нужно дать больше прав для оперативного контроля за состоянием банков. Он должен перейти от формализованного подхода к риск-ориентированному, чтобы принимать меры воздействия к банкам, не дожидаясь формального нарушения с их стороны.  Необходимо усилить ответственность аудиторских компаний, обеспечить прозрачность акционеров и в целом улучшить корпоративное управление. В целях решения проблем нехватки денег в экономике и высоких ставок по кредитам Национальному банку и правительству поручено принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге. Национальный банк отныне должен отвечать не только за инфляцию, но и совместно с правительством за рост экономики. Приватизация должна дать импульс развитию фондового рынка. Необходимо разместить на нем акции компаний фонда «Самрук-Казына», дальше расширять возможности для населения инвестировать свои сбережения прежде всего в различные виды ценных бумаг. Другой ключевой задачей является приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям. Следует кардинально повысить эффективность бюджетных расходов. В 2017 году полностью обеспечены необходимыми ресурсами государственные программы развития, поэтому необходимо проверить эффективность использования средств министерствами и ведомствами. Необходимо начать с министерств труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования и науки, на которые приходится более 40% республиканского бюджета. Предложено перераспределить средства с неэффективных программ на программы, обеспечивающие реализацию задач третьей модернизации и упростить бюджетные процедуры для более быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики. Будет продолжена политика фискальной децентрализации. В предыдущие годы с центрального на местный уровень передано большое количество функций и полномочий. Теперь их нужно подкрепить достаточной финансовой самостоятельностью. По словам главы государства, необходимо более рационально относиться к использованию средств Национального фонда. Размер гарантированного трансферта из Нацфонда должен быть поэтапно сокращен до 2 трлн тенге к 2020 году. Налоговая политика будет нацелена на стимулирование выхода бизнеса из тени и расширение налоговой базы в несырьевом секторе, будет проведена оптимизация действующих налоговых льгот. Правительству необходимо будет выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора. В основе развития – человеческий капитал Четвертым приоритетом президент определил улучшение качества человеческого капитала. Должна измениться роль системы образования, которое должно стать центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Наряду с этим будет уделено большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Будет сокращаться разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами. Казахский язык сохранит свою доминирующую позицию. Большое внимание будет уделяться его дальнейшему развитию. Вместе с тем английский язык, как язык новых  технологий, новых производств, новой экономики, будет также в центре внимания. Начиная с 2019 года обучение по некоторым предметам в 10–11-х классах будет проходить на английском языке. С этого года начинается реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». В первую очередь бесплатное образование должно охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования. Будет уделено особое внимание качеству системы высшего образования и усилен контроль и требования в отношении кадрового состава высших учебных заведений, уровня их материально-технического обеспечения и образовательных программ. Наряду с системой образования будет меняться и система здравоохранения. С 1 июля текущего года начнет внедряться система обязательного социального медицинского страхования, основанная на солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Для развития конкуренции частным медицинским организациям будут предоставлены в системе ОСМС равные условия. Предлагается законодательно ввести регулирование цен на все лекарственные средства. В сфере социального обеспечения с 1 июля 2017 года будут повышены пенсии для 2,1 млн пенсионеров до 20% к уровню 2016 года. Кроме того, с 1 июля 2018 года назначение базовой пенсии будет осуществляться по новой методике. Ее размер будет зависеть от стажа участия в пенсионной системе. Все эти меры в 2018 году обеспечат увеличение в 1,8 раза нового размера базовой пенсии по сравнению с 2017 годом. Ежегодно в стране рождается порядка 400 тыс. детей, что выше уровня 1999 года почти в два раза. С 1 июля 2017 года будут увеличены размеры единовременного пособия на рождение на 20%. Будет пересмотрен прожиточный минимум. Он должен соответствовать реальным потребительским расходам казахстанцев. Это позволит с 1 января 2018 года повысить для 3 млн человек размеры базовых пенсий, пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, адресной помощи и пособий для воспитывающих детей-инвалидов. С 1 января 2018 года предлагается поднять порог оказания адресной социальной помощи с 40 до 50% от величины прожиточного минимума и внедрить ее новый формат. Через борьбу с коррупцией к общей безопасности Пятым приоритетом обозначены институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. В рамках третьей модернизации правительству поручено обеспечить работу по имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР. Также правительству совместно с НПП «Атамекен» и гражданским сообществом поручено провести ревизию всего законодательства на предмет усиления защиты прав собственности. Предложено гуманизировать административное и уголовное законодательство. Административные штрафы должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению, предлагается декриминализировать экономические составы с невысокой степенью общественной опасности. В послании отмечено, что в современных условиях человечество столкнулось с ростом терроризма. Ключевыми здесь являются вопросы борьбы с финансированием деструктивных сил и связями с зарубежными террористическими организациями. Поэтому необходимо  проводить работу по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях. По словам президента, нужно формировать в обществе нулевую терпимость к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений. В местах лишения свободы должна быть организована целенаправленная работа теологических реабилитационных служб с осужденными лицами. Правительству и комитету национальной безопасности поручено принять меры по созданию системы «Киберщит Казахстана». Будет усилена работа по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции. Одним из ключевых вопросов является совершенствование сферы закупок. Правительству поручено внедрить единую систему госзакупок по принципу централизованной службы. В квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользования также предложено кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок.

Аскар Муминов
Подробнее: http://abctv.kz/ru/news/nursultan-nazarbaev-nazval-pyat-prioritetov-modernizacii-ka

Глобальная конкурентоспособность – важнейшее веление времени

Мы помним слова назидания мудрого Абая, обращенные к народу: «Сменилась эпоха, изменись и ты». Со временем перемены, о которых говорил Абай, стали более сложными и кардинальными, и теперь, уже в период независимости, точно так же предъявляют нам свои основные требования.

 Переходя непосредственно к сегодняшней теме, хотелось бы отметить такую ставшую привычной в наше время традицию, когда практически каждый народ без тени враждебности применяет зарубежную продукцию, если она отвечает его потребностям. И мы, казахстанцы, также широко используем в своем быту быстрые легковые автомашины, доставленные из Японии, Южной Кореи, многочисленные продукты питания из стран Запада и Востока, мебель из Китая, одежду из Европы, фрукты и овощи, необходимые для повседневной жизни технику и технологии из стран ближнего и дальнего зарубежья. При этом у нас возникает множество вопросов, таких, как, например, почему эти товары не выпускаются у нас, или почему они дешевле и качественнее наших.

Поэтому конкурентоспособность является важнейшим требованием и отличительной особенностью нашего времени. Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем очередном Послании, призывая нас к глобальной конкурентоспособности, обстоятельно изложил пути и условия ее достижения.

Еще одна важная особенность нашей эпохи — каждая страна вступает в глобальную конкуренцию не только своими земельными и водными ресурсами, уровнем производства и экономики в целом, но и мировоззрением, образованием и знаниями, предприимчивостью и новаторством своего народа, одним словом, уровнем человеческого капитала. Раньше мы не задумывались много о человеческом капитале, его качестве и влиянии на экономику. Но настали другие времена, и теперь, какую хозяйственную отрасль страны ни возьми, ее нынешнее и тем более будущее развитие, ускорение темпов и повышение эффективности невозможны без научных открытий, а также образования и профессионализма, позволяющих претворить их в практику. А наука и образование составляют основу человеческого капитала. Мировой опыт, особенно пример  высокоразвитых государств свидетельствуют о том, что до 70-80 процентов сегодняшнего внутреннего валового продукта такие страны получают на основе науки и образования.

Подавляющее большинство стран вступили на путь повышения человеческого капитала, то есть человеческий капитал становится еще одним значимым инструментом и показателем  глобальной мировой конкурентоспособности. Мы видим, как на деле подтверждается мудрое изречение нашего народа «Неграмотный одолеет одного, а грамотный — тысячу». Сегодня государства возвели на уровень действенного инструмента глобальной мировой конкурентоспособности также инновационные технологии. Некоторые страны благодаря массовому и эффективному применению инноваций получают до 30-40 процентов вышеназванного внутреннего валового продукта.

Лично я бы определил инновации как новаторские качества человека, умение не на словах, а на деле реализовать каждое открытие, способное принести эффект и прибыль. Сегодня страны, успешно реализующие такие подходы в глобальной мировой конкуренции, выигрывают и устремляются вперед, а проигравшие остаются на месте. Для того, чтобы не проиграть, иметь хорошую экономику и достойные социальные условия, необходимо приобщить граждан к инновационному мышлению, дать им знания и навыки, подпитать мировым передовым опытом, оказать поддержку и дать мотивацию. И тогда непременно придет успех, благодаря науке, образованию и инновациям возрастет глобальная мировая конкурентоспособность.

Это один из основных вопросов, о которых говорил Глава государства в своем очередном Послании народу. Он отметил огромную значимость данного направления и той работы, которую предстоит проделать, всесторонне остановился на путях решения вопроса. Таким образом, в современном мире качество человека, человеческий капитал выступают  важнейшим средством, определяющим глобальную конкурентоспособность государств.

Мы видим и понимаем, что есть еще один важный путь достижения глобальной конкурентоспособности. Это государственное строительство, государственное управление, политическая, экономическая, социальная системы, соответствующие требованиям времени. Суметь поднять их на уровень новых требований и за счет этого, не отставая от других, добиться ускоренного продвижения вперед – это тоже одно из определяющих требований дня. Если сумеешь построить государство, наладить эффективное управление во всех его сферах, значит, выиграешь в глобальной гонке, не сможешь либо запоздаешь – проиграешь.

История человечества множество раз подтверждает, сколь высокими должны быть критерии, предъявляемые к государственному строительству и управлению. Достаточно обратиться к знакомым примерам уже наших дней, даже не оборачиваясь в прошлое, чтобы понять необходимость таких требований. К примеру, сегодня всему миру известно, что эффективная государственная система – не монархия, а конституционная, светская модель. Вчерашний авторитарный социализм безнадежно проиграл в споре с государствами, живущими в рыночных условиях. Именно поэтому мы, как суверенное государство, проповедуя демократию, избрали рыночную экономику. Мы идем по этому пути четверть века. Создана конституционная республика, выстроена соответствующая структура власти. Заработали необходимые механизмы рыночной экономики. Гармоничные взаимоотношения с ближними и дальними странами, миролюбивая внешняя политика, открытость нашего общества позволили установить взаимовыгодные связи со многими государствами мира. Можно сказать, что проведенная у нас конституционная реформа, созданная властная структура, осуществляемые политические, экономические, социальные реформы позволили Казахстану преодолеть имевшее ранее место отставание и значительно продвинуться вперед, поднявшись по всем значимым показателям на 50-55 места среди 217 стран мира.

Разумеется, и государственное строительство, система управления в связи с происходящими переменами требуют дальнейшего совершенствования. Кроме того, нынешняя система, у которой имеются недостатки, требует улучшения. С этой целью Глава государства в своем Обращении к народу заявил о необходимости дальнейшего улучшения деятельности трех ветвей власти и взаимоотношений между ними внес соответствующие предложения. Некоторые вопросы, входящие в полномочия Президента, предложено передать Парламенту и Правительству. Безусловно, это повысит ответственность двух последних ветвей власти за выход нашей страны на определенный уровень развития. Данная реформа должна также обеспечить баланс полномочий между Парламентом и Правительством.

О востребованности такой конституционной реформы говорилось на разных уровнях. Сейчас она актуализировалась, и теперь мы на пороге принятия необходимых решений. Вместе с тем мы и в дальнейшем будем развиваться как республика, где высшее представительство и механизмы его реализации доверены Президенту. Полномочия Президента крайне важны для сохранения единства народа, последовательного движения вперед в соответствии с избранным курсом. Такие государства, как США, где демократия имеет давние вековые традиции, Россия и Китай, недавно вступившие на этот путь, также отдают предпочтение президентской системе правления. Это тоже оказывает свое позитивное влияние на нас.

Имеет ли отношение данная политическая реформа к глобальной конкурентоспособности? Конечно же, имеет. Потому что государственная система управления несет прямую ответственность за развитие экономики, соответствие требованиям времени всех сфер жизни государства, оказывая на них большое влияние. За прошедшие четверть века мы видели, как стремительно развивались и становились мировыми лидерами большинство стран,  приверженные демократии, имеющие рыночную экономику и создавшие эффективные политические структуры. Выбор такого пути является актуальным требованием времени и повышает глобальную конкурентоспособность.

Обращение Главы государства о конституционной реформе возникло неспонтанно. Это продуманный, выверенный шаг с учетом сложившихся в мире политических, экономических и социальных реалий, множества разнообразных перемен в стране и за ее пределами. Поэтому, безусловно, назрела необходимость в такой реформе, в кардинальных изменениях политической системы.

Сегодня наша страна – независимое государство, активно и небезуспешно включившееся в глобальную конкуренцию. За прошедшие 25 лет построено новое государство, добились огромных достижений, таких, как формирование экономики на технологической основе. Нынешнее Послание Президента ставит перед нами третью, еще более значимую и высокую цель, как отметил Глава государства, Третью модернизацию. Это глубокий по своему содержанию и очень ответственный шаг.

В предыдущих Посланиях Глава государства сумел всесторонне показать пути развития экономики, социальной сферы, образования и здравоохранения.  Однако содержащееся в них требование о том, чтобы Казахстан в целом, Казахское государство обрело глобальную конкурентоспособность, не было поставлено в комплексном виде.  В вышеуказанном Послании впервые заявляется о столь высокой планке, фактически речь идет об историческом выборе.

За минувшие четверть века суверенного развития создана достойная основа для такого выбора. Государство выдержало огромное испытание, накопило опыт. Наш народ стал более зрелым, научился отличать плохое от хорошего, осознал значимость избранного пути. Те, кто работает во властных структурах, руководители разных рангов прошли многочисленные и качественные университеты жизни, познакомились и впитали лучший мировой опыт.  Целое поколение, с самого рождения воспитанное по-новому, начало активно участвовать в нынешних реформах. Мировая цивилизация, как и демократия, как и рыночные отношения, наконец, стали приоткрывать многие свои секреты, показывать невидимые ранее грани нашим согражданам, освоившим иностранные языки и объездившим весь мир.

У нас достаточно и надежных друзей, и тех, кто отвечает взаимностью на миролюбивые предложения и инициативы. Широко известный в мире своей мудростью Глава нашего государства, предложивший нам Третью модернизацию, сегодня на коне. И благодаря этим обстоятельствам есть твердая уверенность в том, что стоящая перед нами задача – Третья модернизация будет успешно решена.

Кенжегали САГАДИЕВ,
академик


© 2017 Аппарат акима Рыскуловского района
+7 (7262) 00 00 00 Обратная связь
Разработка и поддержка сайта